Понятие о воспитании
Под воспитанием щенка понимается его физическое развитие, а также последовательная и систематическая выработка у него нужных навыков, облегчающих содержание, уход за ним и дальнейшую дрессировку.
В процессе воспитания каждый щенок приучается: к хозяину, к кличке, к месту, к сохранению чистоты дома, к ошейнику и свободному движению на поводке, к подходу по команде, не трогать корм без команды, а также к наморднику.

1. Приучение к хозяину:

Приучать щенка к хозяину надо с момента его приобретения во время кормления, выгула и игр с ним. Приучение заключается в том, что хозяин лично кормит, выгуливает щенка и играет с ним во время прогулок, поручать это другим лицам желательно только в исключительных случаях. Спустя несколько дней щенок привыкает к тому человеку, который за ним ухаживает, а в дальнейшем привязывается к нему. Не следует кричать на щенка или бить его, иначе щенок вырастет робким и забитым.

2.Приучение к кличке:
Приучить щенка к  кличке — значит вырабатывать у него навык обращать внимание на своего хозяина после произношения им его клички. Нельзя изменять, искажать и сокращать присвоенную щенку кличку.
Приучать щенка к кличке надо одновременно с приучением его к хозяину, для этого щенка называют по кличке и вслед за этим дают ему кусочек лакомства. После нескольких таких повторений у щенка вырабатывается условный пищевой рефлекс. При произношении клички щенок будет отвечать поворотом головы в сторону лица, произносящего кличку, ожидая получения лакомства. В результате произнесенная кличка превращается для щенка в сигнал «внимание».

3.Приучение к месту:
Чтобы в квартире щенок не лез к столу, не ложился спать там, где захочет, ему отводится определенное место, на котором ставится лежанка. Для приучения щенка к месту поступают следующим образом: как только щенок начинает мешать или устраиваться спать в неположенном месте, необходимо произнести его кличку, подать команду «место», ладонью руки слегка шлёпнуть щенка по крупу, а потом отнести его на место, уложить и повторить команду «место», после чего от него отойти. После нескольких таких повторений у щенка вырабатывается навык по команде «место» самостоятельно бежать на свое место, не ожидая физического воздействия.

4.Приучение сохранять чистоту:
При содержании щенка в квартире его необходимо приучать сохранять чистоту. Этому можно приучать щенка с возраста 2,5 месяца. Если квартира находится на первом этаже, то после каждого кормления щенка нужно выводить на улицу и выгуливать всегда в строго определенном месте. Через несколько дней у щенка вырабатывается привычка справлять свои потребности на месте выгула. В это время, наблюдая за поведением щенка после кормления, можно заметить, что он сначала начинает сам бежать к двери и бегать около нее, царапать ее лапами, скулить или лаять.

Свернутый текст

Для того, чтобы закрепить у щенка этот вырабатываемый навык, следует каждый раз, при появлении подобных признаков, немедленно открывать дверь и провожать его к месту выгула. Несмотря на то, что у щенка уже выработался нужный навык проситься и выгуливаться в определенном месте, первое время еще можно будет наблюдать лужицы, оставляемые им в помещении, особенно в период между вечерним и утренним выгуливаниями. Такое нежелательное явление исчезает постепенно, по мере роста щенка. К четырем месяцам щенок окончательно привыкнет соблюдать в помещении чистоту.
Если квартира расположена на втором этаже и выше, необходимо где-либо в уголке, недалеко от лежанки щенка, поставить, например, ящик размером 60x60x5 см, заполненный наполовину песком. В этом ящике и приучают щенка временно отправлять свои потребности. Для этого каждый раз после кормления надо наблюдать за поведением щенка. Заметив, что он начинает кружиться, искать себе место, необходимо немедленно осторожно взять щенка и отнести его в ящик, из которого не выпускать, пока он не удовлетворит свою потребность. При внимательном наблюдении за щенком и аккуратном выполнении всех указаний он через несколько дней будет сам бегать к ящику. После четырехмесячного возраста ящик с песком убирается, и щенка начинают приучать к выгуливанию на улице.|далее...

5.Приучение щенка к ошейнику и к свободному движению на поводке:
Для того чтобы выгуливать щенка и водить его на прогулку, необходимо приучить его к ошейнику и к свободному движению на поводке. Приучать к этому можно с трехмесячного возраста, во время выгуливания щенка и прогулок с ним. Чтобы приучить щенка к ошейнику и к свободному движению на поводке, произносят его кличку, привлекая его внимание, затем подают команду «гулять», надевают на него ошейник с пристегнутым к нему поводком, открывают дверь и выпускают щенка впереди себя, держа конец поводка в левой руке. Если щенок будет сопротивляться движению на поводке, надо привлечь его внимание кусочком лакомства, при этом одновременно легким движением потягивать за поводок. Когда щенок прекращает сопротивляться, его поощряют лакомством или сглаживанием, не приостанавливая при этом движения. После выгуливания или прогулки щенка снова поощряют лакомством, отстегивают поводок, а ошейник оставляют на шее. После нескольких таких прогулок попытки щенка сопротивляться движению на поводке бесследно проходят, щенок начинает свободно двигаться на поводке, иногда играя с ним, таская в зубах ближайший к ошейнику конец. Движение со щенком на поводке следует делать шагом, не допуская рывков за поводок. Не надо требовать от щенка обязательно идти около левой ноги ведущего.

6.Приучение к подходу по сигналу:
Приучать щенка к подходу можно с трехмесячного возраста, сразу же после приучения его к ошейнику и к свободному движению на поводке. Приучение щенка к подходу производится на удлиненном поводке в комнате, а также во время выгуливания на дворе и прогулок в поле. Сначала щенка приучают подходить по команде. Для этого улавливают момент, когда щенок находится в пяти-десяти шагах, подают команду «ко мне» и показывают кусочек лакомства, который и отдают ему после подхода. Если щенок перед командой «ко мне» был чем-либо отвлечен, его называют по кличке. Путем повторений в различной обстановке у щенка легко и быстро вырабатывается навык — по команде «ко мне» бежать к ведущему за кусочком лакомства. Чтобы выработанный навык был у щенка прочным, необходимо за каждый подход по команде поощрять его лакомством. Если щенок отказывается идти к ведущему по команде, при этом чем-то отвлекается, следует повторить команду «ко мне», после чего легким подтягиванием за удлиненный поводок приблизить его к себе и обязательно поощрить лакомством или сглаживанием. При выполнении этих действий выработанный у щенка навык быстро закрепляется, и команда «ко мне» выполняется им безотказно.

7.Приучение не трогать корм без команды:
Приучить щенка не трогать корм без команды — это вспомогательный прием для первоначальной выработки у собаки прекращать действия по команде «нельзя». Отработку этого приема можно начать после приучения щенка к ошейнику и к свободному движению на поводке. Приучать щенка не трогать корм без команды надо во время кормления. Для этого щенка берут на поводок, подводят к корму или кусочку лакомства. При его попытке взять пищу подают команду «нельзя» и, сдерживая поводком, не допускают к пище. Добившись от щенка прекращения попыток взять пищу, поводок ослабляют,
после небольшой паузы подают команду «возьми» и одновременно делают шаг вперед, по направлению к пище, побуждая этим щенка подойти и взять ее. Когда щенок подошел к пище и ест ее, его поощряют восклицаниями «хорошо!», «хорошо!» и одновременно поглаживают. При повторении этих действий у щенка постепенно вырабатываются прочные навыки: по команде «нельзя» — не трогать пищу, а по команде «возьми» — брать ее. Выработав у щенка такие навыки, последующие занятия проводят с опущенным на землю поводком, чтобы иметь возможность в нужный момент наступить на поводок и этим задержать подход щенка к пище до команды «возьми». В дальнейшем при четком выполнении щенком команд «нельзя» и «возьми» поводок снимают, и щенок выполняет команды без поводка. В последующем команду «нельзя» закрепляют. Для этого при попытках собаки совершить какое-либо нежелательное действие подают команду «нельзя». Если собака не выполняет эту команду, надо подать повторную с угрожающей интонацией, одновременно сопровождая команду легким рывком поводка.

8.Приучение к наморднику:
Независимо от породы собаки и ее отношения к окружающим людям железнодорожные правила и правила содержания собак в городах и населенных пунктах требуют обязательного наличия на собаке намордника во время следования с нею по железной дороге или на прогулках без поводка. Это обязывает каждого владельца приучить свою собаку к безразличному отношению к надетому на нее наморднику. Приучать щенка к наморднику можно с шестимесячного возраста, сразу же после приучения его не трогать корм без команды. Приучать щенка к наморднику лучше во время выгуливания. Для этого каждый раз перед выходом на прогулку подают команду «гулять», затем берут щенка на поводок, надевают ему намордник и выводят на улицу. Попытки щенка сбросить намордник прекращаются командой «нельзя», сопровождаемой легким рывком поводка. После нескольких таких прогулок процесс надевания намордника на щенка превращается в сигнал начала прогулки, в результате чего попытки сопротивляться надеванию и ношению намордника прекращаются.

Теги: воспитание